Зрение у школьников

Почему в школу принимают с 7 лет? Каждый из нас когда-то задавал этот вопрос.

image

Почему в школу принимают с 7 лет?

Каждый из нас когда-то задавал этот вопрос. Именно к этому возрасту у маленького человека формируется абстрактное мышление, необходимое для оперирования числами и усвоения правил грамматики, рефракция приближается к эмметропической, что означает одинаково хорошее зрение при чтении книги и с доски, развиваются мелкие мышцы пальцев рук, вовлекаемые в процесс письма. Ребенок готов к усвоению колоссального объема знаний и умений.

image

Большая часть информации в процессе обучения воспринимается посредством зрения. И качество зрения в немалой степени влияет на успеваемость.

Как мама, папа или педагог, будьте внимательны к признакам нарушения зрения и не откладывайте визит к офтальмологу при их появлении:

  • Ребенок держит книгу близко к глазам или садится вплотную к телевизору;
  • Теряет место в книге или ведет указательным пальцем вдоль строки при чтении;
  • Прищуривается;
  • Наклоняет голову, чтобы лучше видеть;
  • Закрывает один глаз при чтении или просмотре телевизора; 
  • Избегает занятий, требующих хорошего зрения вблизи (чтение, рисование) или вдаль (спортивные игры);
  • Часто потирает глаза; 
  • Зажмуривается при ярком освещении; 
  • Жалуется на головную боль или утомление глаз; 
  • Не пользуется компьютером; 
  • Получает отметки ниже, чем обычно.

 

Обследование у офтальмолога и скрининговые осмотры в школе

Медосмотры, проводимые в 3, 9 и 11 классах школы, являют собой примеры скрининга – массового обследования, направленного на выявление лиц с повышенным риском возникновения некоторых наиболее распространенных заболеваний.

Скрининг не заменяет полноценного обследования. Поэтому, даже если в ходе медосмотра у Вашего чада не было выявлено признаков нарушения зрения, ему необходимо посещать офтальмолога раз в 2 года. Если же он носит очки или контактные линзы, обследования должны быть ежегодными. Вместе с ребенком растут и развиваются его глазки, поэтому очки и контактные линзы приходится довольно часто менять.

image

Глазные болезни у школьников

  • Близорукость (миопия) – нарушение зрения, при котором вследствие увеличения размера глаза или чрезмерного преломления лучи света сходятся перед сетчаткой, формируя на ней нечеткое изображение. Близорукость чаще развивается в возрасте 8-14 лет в связи с колоссальной нагрузкой на аккомодационный аппарат и активным ростом глаза в этот период. При этом ребенок плохо видит вдаль (написанное на школьной доске, мяч в спортивных играх). Миопию исправляют с помощью очков с рассеивающими (минусовыми) линзами.
  • Дальнозоркость (гиперметропия) – нарушение зрения, при котором вследствие небольшого размера глаза или недостаточного преломления лучи света сходятся в мнимой точке за сетчаткой, формируя на ней нечеткое изображение. Дальнозоркость – наиболее частая рефракция у детей до 10 лет. При невысокой гиперметропии ребенок хорошо видит вдаль и, за счет работы аккомодации, – вблизи. Очки назначают при дальнозоркости свыше 3,5 диоптрий, ухудшении зрения одного глаза и если работа на близком расстоянии вызывает затуманивание зрения, утомление глаз и головные боли. Гиперметропию исправляют очков с помощью очков с собирающими (плюсовыми) линзами.
  • Астигматизм – нарушение зрения, при котором степень преломления лучей света в двух взаимно перпендикулярных плоскостях различается, на сетчатке формируется искаженное изображение. Астигматизм связан с врожденными особенностями строения оптической системы глаза (чаще с неравномерной кривизной роговицы). Разница в преломляющей силе в 1,0 диоптрию легко переносится. При более высокой степени астигматизма контуры предметов, находящихся на различном расстоянии, воспринимаются нечеткими, искаженными. Сложные очки с цилиндрическими стеклами компенсируют разницу в преломляющей силе.
  • Недостаточность конвергенции – нарушение способности направлять и удерживать зрительные оси обоих глаз на предмете, находящемся на близком расстоянии или перемещающемся по направлению к глазу. При этом один или оба глаза отклоняются в сторону, и возникает двоение. Конвергенцию тренируют с помощью специальных упражнений.
  • Расстройство бинокулярного зрения возникает при невозможности совместить два изображения, формирующиеся на сетчатках правого и левого глаза, для получения объемной картинки. Это может быть вызвано различием в четкости, величине изображений или попаданием их на разные участки сетчаток. При этом возникает одновременное зрение, когда видны два изображения, смещенных друг относительно друга. Или же для устранения двоения головной мозг подавляет изображение, формирующееся на сетчатке одного из глаз (как правило, хуже видящего) – зрение становится монокулярным. Восстановление бинокулярного зрения – трудоемкий процесс, требующий исправления нарушения зрения и длительной тренировки совместной работы глаз.

    

Частые вопросы

Какие проблемы со зрением могут возникать у школьников?

У школьников могут возникать различные проблемы со зрением, такие как близорукость, дальнозоркость, астигматизм, ленивый глаз и др.

Как можно помочь школьникам сохранить здоровье зрения?

Для сохранения здоровья зрения школьникам рекомендуется правильно освещать рабочее место, делать перерывы в чтении или работе за компьютером, проводить время на свежем воздухе и регулярно проходить профилактические осмотры у офтальмолога.

Полезные советы

СОВЕТ №1

Регулярно проводите проверку зрения у школьников у офтальмолога или оптометриста. Раннее выявление проблем с зрением позволит своевременно принять меры для их коррекции.

СОВЕТ №2

Соблюдайте режим работы и отдыха для глаз: учебные занятия не должны занимать более 40-45 минут, после чего рекомендуется делать перерыв и выполнять специальные упражнения для глаз.

СОВЕТ №3

Обеспечьте правильное освещение в помещении, где ученик занимается. Свет должен быть равномерным, без бликов и отражений, чтобы не создавать дополнительной нагрузки на глаза.

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации